Шедевры Пушкинского музея: 15 самых известных картин

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве — подлинная сокровищница, где собраны шедевры мировой живописи. Его уникальные экспозиции включают произведения великих мастеров импрессионизма, романтизма, авангарда и других художественных течений. В галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX столетий, которая находится по левую руку от главного корпуса, хранятся потрясающие экспонаты, которые стоит увидеть каждому. Коллекции Пушкинского музея — бесценное наследие культуры. Здесь посетители могут познакомиться с крупнейшим в стране собранием зарубежного изобразительного искусства и погрузиться в завораживающую атмосферу.

«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега, 1898

Написанное пастелью полотно тонко передает пластику балетных движений. На картине четыре юных танцовщицы изображены в момент последних приготовлений к выходу на сцену. Композиция выглядит подчеркнуто легко и гармонично за счёт того, что зритель смотрит на балерин с верхнего ракурса. Создаётся ощущение, что он случайно заглянул за кулисы и ухватил это чарующее мгновение, когда девушки только готовятся выйти к публике.

Есть версия, что на полотне изображена одна и та же танцовщица в разных позах, отрабатывающая движения перед выступлением. Крупные мазки и эффект искусственного освещения оживляют картину, наполняя её тёплым светом. Шедевр отражает увлечение живописца фотографией: в нём заметны лёгкая асимметрия и спонтанность обрезки границ рисунка, словно часть изображения не попала в кадр.

«Оперный проезд в Париже», Камиль Писсарро, 1898

Полотно французского импрессиониста словно наполнено воздухом, движением, духом города, служившего неиссякаемым источником вдохновения для его творчества. Солнечный свет, переплетаясь с каплями, образует лёгкую туманную дымку в конце улицы, что придает картине удивительную живость и очарование.

Композиция построена таким образом, что взгляд зрителя, скользнув вдоль зданий, падает на текущий вдоль проезда поток людей. Строения будто отодвинуты в сторону, поэтому не перегружают картину. Живописец тонко передает общее настроение Парижа, а динамичные мазки придают мостовой влажный блеск и эффект кружащего в воздухе снега. Произведение искусства по праву входит в число шедевров Пушкинского музея.

«Купание в Сене», Огюст Ренуар, 1869

Картина написана с натуры и изображает остров Круасси, знаменитый среди жителей Парижа XIX столетия купальнями и уютным рестораном. Лёгкими красочными штрихами живописец передает пышность зелени, солнечные блики, удивительную игру света и тени. Входящее в экспозицию Пушкинского музея полотно известно также под названием «Лягушатник»: так с ноткой иронии этот уголок именовали сами парижане.

Здесь царит безмятежное летнее настроение: по водной глади скользят парусные лодки, листва словно колышется под дуновениями ветра, а вдоль берега прогуливаются нарядные горожане. Картина написана в духе импрессионизма, и короткие цветные мазки кисти, лишь намечающие силуэты деревьев, людей и отблески света, сливаются в общую палитру, завораживающую лёгкостью и свежестью.

«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог, 1888

Полотно притягивает взгляд эмоциональным напряжением и яркостью осенних красок. Вдохновением для живописца стала увиденная им картина сбора винограда. С одной стороны, впечатляет сама пышная и красочная природа средиземноморья, с другой же — символизм происходящего, цикличность жизни.

Сборщиков урожая на первом плане гармонично дополняет силуэт человека на повозке и виднеющиеся вдали деревья. Сочетание сочных жёлтых, оранжевых и багровых оттенков рождает ощущение могущества стихии, и люди на картине кажутся неотъемлемой её частью. Эта гамма наполняет полотно внутренним сиянием и подчеркивает преклонение живописца перед дарящим жизнь Солнцем. Уравновешивают тревожность полыхающих пламенем красок прохладные тона, использованные художником для прорисовки теней.

«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне, 1873

Полотно изображает вид сверху на знаменитую парижскую улицу. Картина завораживает ощущением объёмности и подвижности. Эффект перспективы наполняет её пространством и светом, а полупрозрачная дымка придает пейзажу не только легкость и воздушность, но и целостность.

Художник запечатлел на полотне мимолётное мгновение из жизни города: поток экипажей и спешащих по своим делам прохожих, неразличимое в толпе мелькание лиц. Картина по праву считается одним из шедевров импрессионизма. Несмотря на то, что силуэты людей намечены быстрыми штрихами, не остаётся чувства незавершенности или недосказанности. При взгляде на полотно кажется, будто в бурном людском потоке легко выделить каждый образ и характер.

«Просушка парусов», Андре Дерен, 1905

Красочные контрасты полотна рождают ощущение динамичности, живости, экспрессии. Проступающий под крупными живописными мазками загрунтованный холст образует необычную текстуру: создается впечатление, будто картина пронизана сияющим жарким солнцем.

Традиционную передачу света и тени на полотне заменяют сочные, яркие штрихи и противопоставление цветов, которые не смешиваются между собой. Этот необычный прием воссоздает отблески и блики, характерные для южных пейзажей, где солнце буквально «съедает» тени. Приставшие к берегу парусные лодки и фигуры людей написаны в подчеркнуто упрощённой манере, присущей течению фовизма.

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо, 1905

Работа приковывает взгляд контрастом и противопоставлением форм: устойчивый куб подчёркивает изменчивость и подвижность шара, хрупкость и гибкость юной артистки оттеняют надёжность и уверенная сила неподвижного гимнаста. Хотя на первом плане изображён неподвижный атлет, внимание зрителя сосредоточено на молодой циркачке.

Картину относят к началу «розового» периода живописца. В ней преобладают нежные пастельные оттенки, а яркий цветок в волосах гимнастки добавляет полотну динамики. Глядя на эквилибристку, балансирующую на неустойчивом шаре, зритель ощущает, как артисты оживляют своим присутствием монотонный, невыразительный пейзаж и приносят в него радость, подвижность и кипение жизни. Уникальный экспонат находится в картинной галерее Пушкинского музея в Москве.

«Муза, вдохновляющая поэта», Анри Руссо, 1909

Яркая особенность картины — её гротескность. Герои, прототипами которых стали известный поэт Гийом Аполлинер и его спутница Мари Лорансен, выглядят отражениями в кривом зеркале. Черты их нарочито упрощены и напоминают неподвижные маски, а фигуры диспропорциональны, что придаёт монументальность.

Силуэты персонажей словно вставлены на первый план тщательно выписанного пейзажа. Преувеличенная торжественность добавляет работе ноту ироничности. Лаконичный стиль полотна перекликается с художественным языком древних эпох: каждая деталь подчинена принципам декоративной плоскости.

«А, ты ревнуешь?», Поль Гоген, 1892

Сюжет шедевра был навеян художнику случайно увиденной сценой на таитянском пляже. Отдыхающие после купания сёстры находятся в полной гармонии с излучающим спокойствие и умиротворение пейзажем. Живописец уловил краткий миг раздора во время беседы девушек о любви и тонко передал его в своей работе.

Внимание зрителя привлекает искрящаяся разными цветами вода, вносящая в картину ноту сказочности, фантастичности. Остальные детали Гоген не прописывает подробно, оставляя их лишь схематичными, расплывчатыми силуэтами. Это придаёт полотну экзотические мотивы и таинственность.

«В комнатах», Поль Сезанн, 1869–1871

Полотно относится к раннему периоду творчества живописца. Художник изобразил на нём своих сестёр и мать. Картину отличает необычная колористическая структура: практически не прослеживаются переходы оттенков, плотная текстура придает композиции подчеркнутую торжественность и статичность.

Воздух в комнате прописан так, что он почти материален и обволакивает женские фигуры. Силуэты их подчеркнуты тёмными контурами. В глаза бросается внимание к деталям: нарядам, их отделке, обстановке комнаты. Тёмная манера написания полотна напоминает работы мастеров старой школы, в картине заключена притягательная для зрителя таинственность.

«Полифем», Морис Дени, 1907

Сплав мифологических мотивов и реализма, античности и повседневности невольно приковывает взгляд. На первом плане видны беспечно резвящиеся купальщики, которых Дени написал со своей супруги и вдохновительницы Марты и детей. Интересный штрих — здесь же дремлет нимфа. На заднем плане находится заглавный герой картины — персонаж древнегреческих мифов Полифем. Обращённый спиной к зрителю циклоп играет на свирели для нимфы Галатеи.

Этот приём характерен для полотен живописца: с одной стороны, он добавляет романтизм и поэтичность в будничные сцены, с другой же — осовременивает легенды. Эксперты считают, что одним из стимулов к созданию шедевра стали модные в артистической среде той эпохи забавы с переодеванием в античные наряды. В работе ярко прослеживается влияние символизма, к которому тяготел живописец. Всем посетителям ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве стоит посмотреть на этот шедевр изобразительного искусства.

«Мастерская художника», Анри Матисс, 1911

Картина — один из примечательных экспонатов галереи ГМИИ имени Пушкина. Полотно гармонично соединяет реальность с фантазией живописца. Если многие предметы на картине присутствовали в настоящей студии художника, то цветовая гамма далека от обыденности. Смелые эксперименты с оттенками характерны для течения фовизма, приверженцем которого был Матисс.

В картине прослеживаются черты разных изобразительных техник: от натюрморта до пейзажной и интерьерной живописи. Полотно завораживает тонкой детализацией: при внимательном рассмотрении зритель увидит работы, принадлежащие кисти художника, причудливые восточные узоры на тканях и коврах, вид из окна мастерской. Каждый фрагмент изображения рассказывает о живописце, поэтому сам он нередко называл картину автопортретом.

«Белые кувшинки», Клод Моне, 1899

На создание полотна известного художника вдохновил собственный водяной сад в местечке Живерни. Он обустроил его своими руками и постоянно делал зарисовки с натуры. Картина с кувшинками — одна из множества работ на эту тему. Всего в цикл вошло около 250 полотен. Мостик, вода, пышная зелень и изящные цветы напоминают о Японии и отражают увлечение живописца искусством Страны Восходящего Солнца.

Полотно дышит свежестью, лёгкостью, жизнеутверждающей силой. Написанное в стиле импрессионизма, оно очаровывает неповторимой игрой цвета, ощущением вибрации воздуха, мимолётностью запечатлённого художником момента. Произведение по праву занимает почётное место в постоянной экспозиции ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве.

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар, 1877

Интересный экспонат галереи искусства Пушкинского музея — полотно, изображающее одну из самых вдохновляющих моделей известного живописца. Портрет буквально дышит непосредственностью, жизнерадостностью и очарованием. Примечательная деталь — сочетание живых, сочных оттенков. Розовый и изумрудно-зеленый цвета придают картине атмосферу свежести и безмятежности.

Она была создана художником как этюд к парадному портрету юной актрисы, но именно лёгкая небрежность и незавершённость придают полотну особый колорит. Картина таит секрет: если в музее посмотреть на нее прямо, то платье девушки отливает зелёным, при взгляде же сбоку оно принимает синеватый оттенок.

«Пьеро и Арлекин», Поль Сезанн, 1888–1890

Одна из наиболее знаменитых картин талантливого живописца находится в галерее искусства Европы и Америки XIX–XX столетий. На полотне зрителю представлено извечное противостояние традиционных героев итальянской комедии — печального, задумчивого Пьеро и самоуверенного, энергичного Арлекина. Мастер писал персонажей со своего сына и друга, но на работу нельзя смотреть как на классический портрет: тема маскарада поднимает глубокую тему размышлений о судьбах творческих натур.

Художник в некоторой степени демонизирует Арлекина, подчёркивая это красно-чёрным костюмом, напоминающим пылающие угли. Фигура Пьеро же в белом наряде выглядит хрупкой, напоминая гипсовую скульптуру, что обращает внимание на пластический контраст между персонажами. Картина притягивает взгляд и заставляет задуматься о пути артиста и художника в широком смысле слова.

Заключение

Среди картин Пушкинского музея Москвы немало шедевров мирового искусства. Его экспозиции соперничают с лучшими музеями планеты. Посмотреть знаменитые произведения зарубежных художников можно в галерее искусства, где выставлены работы европейских и американских мастеров XIX–XX веков. Чтобы избежать очередей, удобно купить входные билеты на официальной странице Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в интернете либо у его партнеров.

Пушкинский музей