Пушкинский музей для детей

Многие помнят свои детские походы в музеи, но это занятие не всегда казалось интересным. Чтобы юные путешественники охотнее погружались в изучение искусства, важно выбрать подходящую экскурсию. В Государственном музее имени А. С. Пушкина есть интересные программы для ребят 6–7 лет и старше. Начать можно с просмотра картин художников прошлых столетий — на них увлекательные сюжеты и яркие краски, впечатляющие детей. Полотна расположены в залах Главного здания музея и Галереи искусства стран Европы и Америки.

Аньоло Бронзино. Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова). Зал 7

На полотне изображена Дева Мария, Иисус Христос, Иосиф и Иоанн Креститель. Дети обычно знают о теме божьего сына из школьных занятий, разговоров с родителями, а кто-то посещает церковь. Поэтому сюжет картины вызывает у них интерес и желание погрузиться в детали. 

Работе уже почти 500 лет. Сначала художник написал её на доске, а затем она была переведена на холст. Такая техника реставрации распространена в отношении старых картин, поскольку раньше художники писали именно на дереве. На полотно клеят несколько слоёв бумаги, а сверху — холст. Потом деревянную основу состругивают и снимают грунт — остаётся только слой краски, и картину можно увидеть с изнанки. Затем накладывают грунт, клей и новый холст. После высыхания нужно лишь удалить бумагу с лицевой стороны. 

В процессе послойного отделения основы бывают замечены «перерисовки». Например, Бронзино сначала изобразил руки младенца и ноги Мадонны иначе. Детям обычно интересно послушать и про подобные технологии, и про сами сюжеты полотен. 

Франс Снейдерс. Рыбная лавка. Зал 9

Автор картины жил на рубеже XVI–XVII веков и прославился натюрмортами с изображением цветов, фруктов, овощей и дичи. На полотне показан прилавок, который ломится от изобилия рыбы. Тщательно переданы форма, цвет и фактура продуктов. 

Фигуры людей Франсу Снейдерсу удавались хуже, и известно, что в завершении образов ему помогали другие живописцы. Гид может спросить у ребят, видят ли они разницу в передаче образов людей и неживых предметов. 

На натюрморте «Рыбная лавка» изображения достаточно реалистичны, но присутствует чрезмерная декоративность. Некоторые путешественники отмечают, что картина слишком искусственная и постановочная. У ребёнка будет возможность сформировать своё мнение по поводу незамысловатой на первый взгляд картины, её цветовой гаммы и настроения. 

Якоб Йорданс. Одиссей в пещере Полифема. Зал 10

Юные путешественники старше 8–9 лет на занятиях из школьной программы слышали о Троянской войне и деревянном коне, некоторые смотрели фильмы или читали книги на эту тему. Сюжет картины завязан как раз на «Одиссее» Гомера. 

Легенда гласит, что Одиссей, возвращаясь с войны, попал на остров циклопов в плен к Полифему. Вместе с товарищами он сумел ослепить главаря циклопов и сбежать с острова, прихватив с собой стадо баранов Полифема.

Ребятам обычно интересны сюжеты, связанные с приключениями, поэтому они с удовольствием слушают рассказ о легенде и изучают картину, делятся своим мнением по поводу увиденного и услышанного. После посещения музея Пушкина у педагогов и родителей появится интересная тема для обсуждений с детьми. 

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. Зал 10

Картина даёт пространство для воображения: разные ли это девушки или всё же одна в нескольких танцевальных поворотах? Гид расскажет занимательные факты о художнике и самом полотне:

  • по каким фото, найденным в архиве художника, Дега писал свой шедевр; 
  • куда он ходил рисовать танцовщиц и какая легенда связана с этим местом;
  • почему пастель на картинах Дега никогда не тускнеет и не осыпается, яркость красок сохранена по сей день. 

Юные путешественники смогут выдвинуть свои предположения, поделиться впечатлениями, оценить игру света и тени. Многие дети отмечают, что картина будто мерцает. Кажется, что если выключить свет, она будет видна в темноте.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. Зал 11

Юные путешественники оценят предысторию картины: художнику нравилась девушка, и он написал её портрет. Жанна Самари была обаятельной и весёлой, но считается, что на картине она изображена намного красивее, чем была в реальной жизни. 

Гостям музея предстоит услышать занимательный рассказ об авторе и истории полотна:

  • Жанна Самари работала в театре, но Ренуар не любил этот вид искусства и обходил стороной какие-либо его атрибуты при написании картины. 
  • Художник не побоялся использовать необычное для того времени сочетание розового и зелёного цветов. 
  • После создания портрета в Жанну влюбился богатый юноша и женился на ней. Потрет всю жизнь находился в его доме. Позже он был куплен коллекционером из России и попал в Пушкинский музей. 

Ренуар использовал особую технику рисования, которая понятна не всем. В его эпоху ценились чёткие линии, но здесь можно наблюдать размытые мазки. У картины много критиков и почитателей. Детям нравится изучать лицо девушки, оценивать палитру портрета, дорисовывать детали образа в воображении, а также делиться эмоциями после просмотра. 

Клод Моне. Бульвар Капуцинок. Зал 14

Юным путешественникам часто приходятся по душе картины, где много действующих лиц. Дети восхищаются тем, что художнику удалось мастерски изобразить людей, предметы, погоду. В этом отношении картина Клода Моне будет интересна любознательным ребятам. Факты, которые захватят внимание:

  • Художник жил во Франции в прошлом веке. Поэтому на полотне можно увидеть чёрные экипажи с лошадьми, высокие шляпы у мужчин. 
  • Картина написана всего через 34 года после появления первой фотографии. При этом художник использовал фото-приёмы, например, ноги у мужчин на балконе словно не вошли в кадр. 
  • Изображённый на полотне бульвар Капуцинок — улица, на которой показали первое в мире кино.
  • На картине можно увидеть Гранд Отель. В нём останавливался русский коллекционер Иван Морозов, который впоследствии и приобрёл картину. 

Гид наглядно продемонстрирует особенности техники импрессионистов: если смотреть на картину близко, то кажется, что на ней не персонажи, а мазки разной длины. Художникам нужно было работать быстро, и детали не прорисовывались. Поэтому рекомендуется смотреть на полотна импрессионистов с расстояния не менее пяти метров. 

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (Марди-Гра). Зал 15

Картина посвящена популярному в Европе и Америке празднику встречи весны, который проходит в виде карнавала. Динамичный сюжет привлекает внимание путешественников всех возрастов, в том числе и детей.

На полотне изображены два человека, переодетые в Пьеро и Арлекина. Этих персонажей придумали в Италии задолго до появления театра. Нередко дети, читавшие «Золотой ключик», удивляются этому факту. Пьеро показан немного печальным и неловким, Арлекин — удачливым и надменным. Костюмы подчёркивают особенности характера. 

При просмотре картины у детей появляется возможность пофантазировать, угадать некоторые факты. Например, если смотреть на полотно издалека, то костюм Пьеро кажется белым, а вблизи заметны синие и зелёные оттенки. Также при детальном рассмотрении видно, как Пьеро упёрся кулаком в спину Арлекина. Ребёнок сможет поразмыслить, почему персонаж так сделал. Возможно, из-за страха показать кулак напрямую, Пьеро совершает скрытое агрессивное действие исподтишка.

Ребят заинтересует тот факт, что Сезанн не любил театры и карнавалы. Но они нравились его сыну, поэтому живописец не обходил стороной эту тему. При написании картины «Пьеро и Арлекин» художнику позировали сын с другом в костюмах персонажей. 

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Зал 16

На полотне изображён небольшой французский городок осенью, во время сбора урожая. Гид покажет множество деталей и расскажет факты, которые непременно заинтересуют юных путешественников: 

  • Почему зелёные виноградники стали красными, какой оптический обман происходил. 
  • Какая техника использована при написании полотна, как художнику удалось добиться того, что виден буквально каждый мазок. 
  • Кто купил картину Ван Гога и как это связано с бытовой техникой Bosch. 
  • Как работа попала в Россию и в музей А. С. Пушкина. 

Сегодня полотно оценивают в десятки миллионов долларов. У детей и взрослых есть уникальная возможность лично увидеть этот шедевр с историей и атмосферой давних лет.

Как правильно ходить в музей с ребёнком: полезные советы

Важно, чтобы посещение экскурсии было приятным и не утомляло. Не стоит долго готовиться к походу в музей, лучше заинтересовать юного путешественника тайным экспонатом или особенной картиной. Чтобы мероприятие прошло комфортно для детей и взрослых, рекомнендуют:

  • Посмотреть часть коллекции, а не всё сразу. Можно спланировать маршрут с помощью виртуальной экскурсии или посоветоваться с гидом.
  • Придумать занимательные занятия для ребёнка. Например, чтобы он считал просмотренные картины, сравнивал, называл первую букву названия и т. д.
  • Не стараться запомнить как можно больше. Лучше пусть у ребёнка останется один яркий акцент в виде понравившейся картины, чем усталость и «каша» в голове. 
  • Придумать игру. Например, связать поход в музей с погружением в друге столетие и предложить «подсмотреть» за людьми из прошлого. 

Любой ребёнок любит подарки. Положительное впечатление от экскурсии закрепит покупка сувенира, который будет напоминать о мероприятии и вызывать желание снова посетить музей. 

Заключение

В московском музее Пушкина есть множество залов с тысячами полотен разных эпох. Многим будет интересно знать секреты их создания, хранения и реставрации. При посещении экскурсии с детьми можно выбрать наиболее интересные с точки зрения техники и сюжета картины, привлекающие внимание юных путешественников

Гид расскажет интересные факты о художниках и их работах. Ребята младшего и старшего школьного возраста смогут расширить кругозор и послушать, как создавали свои шедевры мастера прошлых столетий: что их вдохновляло, какие трудности они испытывали, как сложилась дальнейшая судьба авторов картин и самих полотен.

Пушкинский музей